
Свидание с искусством: куда отправиться 14 февраля
Искусство, как и любовь, соединяет несочетаемое, создаёт пространство для чувств и смыслов, стирает границы между реальностью и воображением. В этих выставках — диалог времени, света, формы и эмоций.
От монументального наследия Москвы до цифровых миров будущего, от лирики городских ландшафтов Аси Мотиной до геометрической точности Франциско Инфанте — каждая экспозиция говорит о связи. О том, как прошлое отражается в настоящем, как технология становится инструментом чувств, как цвет, звук, текст и движение превращаются в язык, понятный без слов.
В День святого Валентина искусство напоминает: главное — это связь. Между людьми. Между эпохами. Между художником и зрителем. И между тем, что мы видим, и тем, что чувствуем.
«Изображая воздух. Русский импрессионизм»
Музей русского импрессионизма
14 февраля — 1 июня

Еще недавно сам термин «русский импрессионизм» вызывал ожесточенные дискуссии — что это, дань моде или самостоятельное явление? Сегодня сомнения остались в прошлом: масштабная выставка доказывает, что это полноценное направление с уникальными чертами.
Авторы экспозиции предлагают взглянуть на русский импрессионизм под неожиданным углом. Например, традиционно легкая и воздушная живопись здесь приобретает темную, почти мистическую гамму. Художники ищут вдохновение не в солнечном Провансе, а в сумеречных переулках Петербурга, набережных Невы, отражающих зыбкий свет фонарей. Это направление кураторы называют «черным импрессионизмом».
Сюжеты тоже меняются: вместо парижских бульваров — улицы провинциальных городков, вместо театральных актрис — крестьянки с задумчивым взглядом. Влияние современной им тогда фотографии и японской гравюры ощущается в неожиданных ракурсах и смелых композициях.
Экспозиция развернулась на трех этажах музея, представлено более 150 работ из 75 коллекций — от Калининграда до Хабаровска. А интерактивный раздел «Мастерская» позволит заглянуть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ, чтобы увидеть, как рождалось это уникальное искусство.
«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
Третьяковская галерея
По 13 апреля

Шестьдесят лет. Четыреста работ. Франциско Инфанте расставляет артефакты по точкам, создавая из них траекторию.
В одном пространстве сходятся знаковые объекты — те самые, что участвовали в циклах «Треугольник», «Квадрат», «Спирали», «Крест», «Круг» и «Куст». Формы, которые когда-то появлялись в ландшафтах, теперь существуют здесь, под светом галерейных ламп.
На выставке оживает и «Фотографическое пространство моей комнаты» (1985). Некогда плоские снимки обретают объём, раздвигая границы между кадром и реальностью.
Инфанте строит из линий, отражений и пустот свою систему координат. Пространство начинает дышать — строго, ритмично, точно.
«110 | Российский дизайн 1915–2025»
Третьяковская галерея
До 25 мая

Западное крыло Новой Третьяковки — как машина времени, которая увлекает в разные столетия и десятилетия российского дизайна. Начало 1915 года, Малевич и Татлин, «Черный квадрат» и «Угловой контррельеф» — за этими революционными формами стоит начало нового мышления, которое пронизывает всё пространство экспозиции.
Супрематизм, конструктивизм, ар-деко, модернизм и постмодернизм — художники, архитекторы, дизайнеры бесконечно перестраивали город и предметы, меняя облик России. В семисот объектах можно проследить, как визуальный язык перестроился, как из одних линий и форм возникали другие, более сложные и многозначительные.
Здесь же — и культовые советские вещи. Телевизор КВН, холодильник ЗИЛ, снегокат «Чук и Гек» — объекты, которые давно стали символами своего времени, и в которых скрыты целые истории. Прототипы мебели, утопические формы, найденные решения, которые стали частями жизни.
Эта выставка — не просто музейная коллекция, а срез культурной реальности, где каждый предмет говорит о времени и месте своего рождения.
«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
Музей Москвы
По 13 апреля

Москва, застывшая в краске, камне и стекле. От 1918 года до 1980-х — десятилетия, вписанные в стены, купола и фасады.
Выставка в Прованских складах раскрывает историю монументально-декоративного искусства, собирая более трёхсот произведений. Архивные документы, редкие фотографии, кадры кинохроники — свидетельства времени, зафиксированные в материале.
Здесь можно увидеть мозаичные пробы для ленинского Мавзолея, созданные под руководством Владимира Фролова, и фрески Владимира Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества. Сохранённые фрагменты мозаики с фасада бассейна ЦСКА соседствуют с работами Дейнеки, Лансере, Жареновой, Васнецова.
Выставка — как срез города. Вглядываясь в детали, можно прочитать эпоху.
«Это случилось сегодня»
Art Brut
По 22 февраля

Город застыл в одном дне. Уже неделю — вторник. Люди двигаются привычными маршрутами, тени ложатся под тем же углом, воздух пахнет вчерашним дождём. Всё повторяется, но что-то неуловимо сместилось.
Ася Мотина фиксирует этот сдвиг. Её работы — не просто сцены городской жизни, а капсулы мгновений, в которых обыденное дрожит, искажается, становится зыбким. Она ловит отражения в офисных окнах, где появляются силуэты, которых нет. Разглядывает свет, скользящий по ржавчине запертых дверей. Вглядывается в воду городского пруда, где, кажется, кто-то смотрит в ответ.
В её мире даже мусорный бак может светиться. Даже заурядный дворик хранит следы чего-то невидимого. Даже вторник способен превратиться в вечность.
«Живые алгоритмы»
VS Gallery
До 30 марта

Больше тридцати скульптур. Чёткие линии, продуманные модули, математическая точность. Данил Карамушкин строит форму по расчёту, но материал диктует свои правила.
3D-принтер выводит контуры, превращая цифровой код в физический объект. Керамика принимает его, но не подчиняется полностью. В вычисленную структуру вмешиваются шероховатости, трещины, следы обжига. Холодный алгоритм встречает тёплую материю, и на этом стыке рождается искусство.
Эта выставка — о симбиозе. О том, как цифра становится тактильной, а строгая логика — живой.
«Жили-были. Школа русской сказки»
«Винзавод»
До 31 марта

Под сводами Большого винохранилища — два мира. Один привычный: школьные классы, парты, доска с мелом. Другой — мерцающий, фантастический, полный ландшафтов из детства.
В этом пространстве Иван Билибин соседствует с Бабой-ягой, а русалки заглядывают в учебники по биологии. Здесь можно попасть на урок физкультуры у Ильи Муромца, зайти в лабораторию, где зелья кипят в пробирках. Иллюстрации, видео, свет, интерактивные инсталляции — каждый элемент экспозиции будто вытянут из памяти, но перерисован заново.
Взрослые здесь находят себя прежних. Дети — знакомятся с чудесами, которые были всегда.
«Making Magic»
Арт-пространство Luminar

В пространстве новой иммерсивной выставки цифрового искусства исчезает грань между реальностью и воображаемым. Семь авторов, семь уникальных вселенных, где технологии становятся инструментами для создания эмоций.
Саша Коджо открывает мир бесконечных текстовых данных, из которых возникает живая, дышащая картина чувств. Здесь слова становятся не просто носителями информации, но и дверями в миры, где эмоции обретают формы и звуки.
Артем Григоров, под псевдонимом Newnome Beautone, проводит зрителя через лабиринты биологических и математических систем, погружая в заколдованный лес, где каждый элемент — от листа до ветра — реагирует на действия человека, создавая динамическую и живую атмосферу.
Студия radugadesign, вместе с музыкантом Александром Зариповым, в перформансе «7» расставляет свет и цвет в психологии и настроении, создавая пространство, где каждый оттенок передаёт ощущение, а каждое изменение — глубокую перемену в восприятии.
В этом мире нет границ. Здесь каждый шаг меняет реальность.
«Иван Горшков. Генератор счастливых случайностей»
«ГЭС-2»
До 30 марта

«ГЭС-2»
Дерево, пластик, краска. В «ГЭС-2» Иван Горшков собирает реальность по слоям. В его слэбах— широких срезах древесины — угадываются отголоски фламандских натюрмортов, но вместо персиков и винограда здесь пластиковые магнитики-муляжи. Его шелкографии, плотно висящие на стенах, напоминают то ли квартирники советского андеграунда, то ли старые салонные выставки.
Метод Горшкова — наложение. Смыслов, текстур, предметов. Он соединяет их, как пазлы из разных коробок, иронично собирая клише современного искусства в новые конструкции. Пни, слэбы, шелкографии — всё это детали, которые складываются в язык, понятный только внутри этой выставки.
______________________________________________
В День святого Валентина искусство предлагает не просто свидание, а путешествие — в историю, в эмоции, в новые смыслы. Эти выставки напоминают: главное — видеть, чувствовать и находить связь. С миром, с искусством, друг с другом.
на E-mail
Комментарии (0)
Оставить комментарий