ESQUE » От редакции » Свидание с искусством: куда отправиться 14 февраля

Свидание с искусством: куда отправиться 14 февраля

Искусство, как и любовь, соединяет несочетаемое, создаёт пространство для чувств и смыслов, стирает границы между реальностью и воображением. В этих выставках — диалог времени, света, формы и эмоций.

От монументального наследия Москвы до цифровых миров будущего, от лирики городских ландшафтов Аси Мотиной до геометрической точности Франциско Инфанте — каждая экспозиция говорит о связи. О том, как прошлое отражается в настоящем, как технология становится инструментом чувств, как цвет, звук, текст и движение превращаются в язык, понятный без слов.

В День святого Валентина искусство напоминает: главное — это связь. Между людьми. Между эпохами. Между художником и зрителем. И между тем, что мы видим, и тем, что чувствуем.

«Изображая воздух. Русский импрессионизм»

Музей русского импрессионизма

14 февраля — 1 июня

Арнольд Лаховский. Набережная Фонтанки. Баржи с дровами, 1910–1920-е Музей русского импрессионизма
Арнольд Лаховский. Набережная Фонтанки. Баржи с дровами, 1910–1920-е

 Еще недавно сам термин «русский импрессионизм» вызывал ожесточенные дискуссии — что это, дань моде или самостоятельное явление? Сегодня сомнения остались в прошлом: масштабная выставка доказывает, что это полноценное направление с уникальными чертами.

Авторы экспозиции предлагают взглянуть на русский импрессионизм под неожиданным углом. Например, традиционно легкая и воздушная живопись здесь приобретает темную, почти мистическую гамму. Художники ищут вдохновение не в солнечном Провансе, а в сумеречных переулках Петербурга, набережных Невы, отражающих зыбкий свет фонарей. Это направление кураторы называют «черным импрессионизмом».

Сюжеты тоже меняются: вместо парижских бульваров — улицы провинциальных городков, вместо театральных актрис — крестьянки с задумчивым взглядом. Влияние современной им тогда фотографии и японской гравюры ощущается в неожиданных ракурсах и смелых композициях.

Экспозиция развернулась на трех этажах музея, представлено более 150 работ из 75 коллекций — от Калининграда до Хабаровска. А интерактивный раздел «Мастерская» позволит заглянуть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ, чтобы увидеть, как рождалось это уникальное искусство.

«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»

Третьяковская галерея

По 13 апреля

Франциско Инфанте-Арана. Зимний квадрат, 1977 Фото из личного архива художника/Государственная Третьяковская галерея
Франциско Инфанте-Арана. Зимний квадрат, 1977

 Шестьдесят лет. Четыреста работ. Франциско Инфанте расставляет артефакты по точкам, создавая из них траекторию. 

В одном пространстве сходятся знаковые объекты — те самые, что участвовали в циклах «Треугольник», «Квадрат», «Спирали», «Крест», «Круг» и «Куст». Формы, которые когда-то появлялись в ландшафтах, теперь существуют здесь, под светом галерейных ламп.

На выставке оживает и «Фотографическое пространство моей комнаты» (1985). Некогда плоские снимки обретают объём, раздвигая границы между кадром и реальностью.

Инфанте строит из линий, отражений и пустот свою систему координат. Пространство начинает дышать — строго, ритмично, точно.


«110 | Российский дизайн 1915–2025»

Третьяковская галерея

До 25 мая

Транзисторный радиоприемник Spidola. Рижский завод ВЭФ Московский музей дизайна
Транзисторный радиоприемник Spidola. Рижский завод ВЭФ

Западное крыло Новой Третьяковки — как машина времени, которая увлекает в разные столетия и десятилетия российского дизайна. Начало 1915 года, Малевич и Татлин, «Черный квадрат» и «Угловой контррельеф» — за этими революционными формами стоит начало нового мышления, которое пронизывает всё пространство экспозиции.

Супрематизм, конструктивизм, ар-деко, модернизм и постмодернизм — художники, архитекторы, дизайнеры бесконечно перестраивали город и предметы, меняя облик России. В семисот объектах можно проследить, как визуальный язык перестроился, как из одних линий и форм возникали другие, более сложные и многозначительные.

Здесь же — и культовые советские вещи. Телевизор КВН, холодильник ЗИЛ, снегокат «Чук и Гек» — объекты, которые давно стали символами своего времени, и в которых скрыты целые истории. Прототипы мебели, утопические формы, найденные решения, которые стали частями жизни.

Эта выставка — не просто музейная коллекция, а срез культурной реальности, где каждый предмет говорит о времени и месте своего рождения.

 

«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»

Музей Москвы

По 13 апреля

Музей Москвы
Музей Москвы

 Москва, застывшая в краске, камне и стекле. От 1918 года до 1980-х — десятилетия, вписанные в стены, купола и фасады.

Выставка в Прованских складах раскрывает историю монументально-декоративного искусства, собирая более трёхсот произведений. Архивные документы, редкие фотографии, кадры кинохроники — свидетельства времени, зафиксированные в материале.

Здесь можно увидеть мозаичные пробы для ленинского Мавзолея, созданные под руководством Владимира Фролова, и фрески Владимира Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества. Сохранённые фрагменты мозаики с фасада бассейна ЦСКА соседствуют с работами Дейнеки, Лансере, Жареновой, Васнецова.

Выставка — как срез города. Вглядываясь в детали, можно прочитать эпоху.

 «Это случилось сегодня»

Art Brut

По 22 февраля

Ася Мотина. Придет серенький волчок… Art Brut
Ася Мотина. Придет серенький волчок…

 Город застыл в одном дне. Уже неделю — вторник. Люди двигаются привычными маршрутами, тени ложатся под тем же углом, воздух пахнет вчерашним дождём. Всё повторяется, но что-то неуловимо сместилось.

Ася Мотина фиксирует этот сдвиг. Её работы — не просто сцены городской жизни, а капсулы мгновений, в которых обыденное дрожит, искажается, становится зыбким. Она ловит отражения в офисных окнах, где появляются силуэты, которых нет. Разглядывает свет, скользящий по ржавчине запертых дверей. Вглядывается в воду городского пруда, где, кажется, кто-то смотрит в ответ.

В её мире даже мусорный бак может светиться. Даже заурядный дворик хранит следы чего-то невидимого. Даже вторник способен превратиться в вечность.

 

 «Живые алгоритмы»

VS Gallery

До 30 марта

VS Gallery
VS Gallery

 

Больше тридцати скульптур. Чёткие линии, продуманные модули, математическая точность. Данил Карамушкин строит форму по расчёту, но материал диктует свои правила.

3D-принтер выводит контуры, превращая цифровой код в физический объект. Керамика принимает его, но не подчиняется полностью. В вычисленную структуру вмешиваются шероховатости, трещины, следы обжига. Холодный алгоритм встречает тёплую материю, и на этом стыке рождается искусство.

Эта выставка — о симбиозе. О том, как цифра становится тактильной, а строгая логика — живой.

 «Жили-были. Школа русской сказки»

 «Винзавод»

До 31 марта

МТС Live
МТС Live

 Под сводами Большого винохранилища — два мира. Один привычный: школьные классы, парты, доска с мелом. Другой — мерцающий, фантастический, полный ландшафтов из детства.

В этом пространстве Иван Билибин соседствует с Бабой-ягой, а русалки заглядывают в учебники по биологии. Здесь можно попасть на урок физкультуры у Ильи Муромца, зайти в лабораторию, где зелья кипят в пробирках. Иллюстрации, видео, свет, интерактивные инсталляции — каждый элемент экспозиции будто вытянут из памяти, но перерисован заново.

Взрослые здесь находят себя прежних. Дети — знакомятся с чудесами, которые были всегда.

 «Making Magic»

Арт-пространство Luminar

Luminar
Luminar

В пространстве новой иммерсивной выставки цифрового искусства исчезает грань между реальностью и воображаемым. Семь авторов, семь уникальных вселенных, где технологии становятся инструментами для создания эмоций.

Саша Коджо открывает мир бесконечных текстовых данных, из которых возникает живая, дышащая картина чувств. Здесь слова становятся не просто носителями информации, но и дверями в миры, где эмоции обретают формы и звуки.

Артем Григоров, под псевдонимом Newnome Beautone, проводит зрителя через лабиринты биологических и математических систем, погружая в заколдованный лес, где каждый элемент — от листа до ветра — реагирует на действия человека, создавая динамическую и живую атмосферу.

Студия radugadesign, вместе с музыкантом Александром Зариповым, в перформансе «7» расставляет свет и цвет в психологии и настроении, создавая пространство, где каждый оттенок передаёт ощущение, а каждое изменение — глубокую перемену в восприятии.

В этом мире нет границ. Здесь каждый шаг меняет реальность. 

«Иван Горшков. Генератор счастливых случайностей»

«ГЭС-2»

До 30 марта

Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Даниил Анненков/Дом культуры
«ГЭС-2»

 Дерево, пластик, краска. В «ГЭС-2» Иван Горшков собирает реальность по слоям. В его слэбах— широких срезах древесины — угадываются отголоски фламандских натюрмортов, но вместо персиков и винограда здесь пластиковые магнитики-муляжи. Его шелкографии, плотно висящие на стенах, напоминают то ли квартирники советского андеграунда, то ли старые салонные выставки.

Метод Горшкова — наложение. Смыслов, текстур, предметов. Он соединяет их, как пазлы из разных коробок, иронично собирая клише современного искусства в новые конструкции. Пни, слэбы, шелкографии — всё это детали, которые складываются в язык, понятный только внутри этой выставки.


______________________________________________

В День святого Валентина искусство предлагает не просто свидание, а путешествие — в историю, в эмоции, в новые смыслы. Эти выставки напоминают: главное — видеть, чувствовать и находить связь. С миром, с искусством, друг с другом.

 

Подписаться на новости
Вы получите уведомление
на E-mail
Подписаться

Комментарии (0)

Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ТРЕНДЫ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сливочно-жёлтый: главный цвет этого лета

Сливочно-жёлтый — это не просто оттенок сезона. Это состояние души, выраженное в цвете. Он напоминает о тепле кожи после солнца, о первом глотке...

Подробнее

Региональный стиль: как мода в России выходит за пределы

Мода в России больше не ограничивается московскими подиумами и глянцевыми витринами. Пока столица гонится за скоростью и хайпом, в регионах рождаются...

Подробнее

Ecology Fashion Week 2025 впервые пройдёт в Баку — на

27-28 сентября 2025 года мир моды ждёт уникальное событие — Ecology Fashion Week впервые пройдёт в Баку на берегу Каспийского моря, символизируя...

Подробнее

Откуда берутся страхи и фобии, как они управляют нашей

Страх — это чувство , знакомое каждому из нас . С детства мы боимся темноты , одиночества , высоты , собак , змей , экзаменов и многого другого . У...

Подробнее

RUSSIAN FASHION DISPLAY 2025: российская мода в Китае

23 марта 2025 года в китайском городе Далянь прошёл RUSSIAN FASHION DISPLAY 2025 — модное событие, которое объединило дизайнеров из России и Китая....

Подробнее

Весенний must-have: главные сумки 2025

Сумки весны 2025: главные тренды, формы и материалы, которые будут в моде Мода на сумки весной 2025 года обещает быть эклектичной и яркой. Дизайнеры...

Подробнее

Мирослава Дума: от иконы стиля до тени — причины

Мирослава Дума — российская предпринимательница и медиа-эксперт, известная своими проектами в сфере моды и устойчивых технологий, включая издание...

Подробнее

Оксимирон*: обвинения, которые невозможно игнорировать

Оксимирона обвиняют в насилии, груминге и растлении малолетних. В подкасте «Дочь разбойника» вышло расследование «Творческий метод», где три девушки...

Подробнее

Основные тренды 97-го "Оскара"

Давайте разберем 10 трендов, которые можно было увидеть на красной дорожке....

Подробнее