
Мечта и реальность: почему фильм «Анора» стал культурным феноменом
17 октября 2024 года в прокат вышел новый фильм Шона Бейкера «Анора», ставший победителем Каннского кинофестиваля 2024 года и пятикратным номинантом на «Золотой глобус» 2025 года. Бейкер — один из самых известных режиссеров американского независимого кино, который неизменно показывает обратную сторону «американской мечты» и рассказывает истории аутсайдеров.
Фото: Кинопоиск
Сюжет
Сюжет фильма вращается вокруг девушки по имени Эни (Майки Мэдисон), работающей стриптизершей и исполняющей приватные эротические танцы. На работе она знакомится с молодым парнем Ваней (Марк Эйдельштейн), сыном русского олигарха. Ваня быстро вводит Эни в мир роскоши, удовольствий и развлечений. Сначала их отношения строятся на коммерческой основе, но вскоре Ваня предлагает Эни выйти за него замуж, чтобы получить грин-карту, остаться в США и избавиться от родительского контроля. Эни недолго сомневается и соглашается. Они спешно расписываются в Лас-Вегасе.
Фото: Кинопоиск
Новость о браке приводит родителей Вани в ужас, и они отправляют за ним двух «нянек» — Тороса (Карен Карагулян) и Гарника (Ваче Товмасян), чтобы те разрешили ситуацию до их приезда из России. Ваня, избегая давления, сбегает от своих попечителей и их помощника Игоря (Юра Борисов). Почти всю вторую половину фильма Эни вместе с Торосом, Гарником и Игорем ищут сбежавшего новоиспеченного супруга Эни по барам и клубам, чтобы расторгнуть их брак.
Фото: Кинопоиск
Персонажи
Персонажи фильма раскрываются постепенно. Инфантильная в начале Эни демонстрирует свою силу и стойкость в середине фильма, а в финале зрители узнают ее настоящее имя — Анора. Ваня, показанный сначала романтичным бунтарем, оказывается безвольным человеком, боящимся потерять родительское одобрение. Торос и Гарник придают сюжету комедийный колорит, делая фильм легким и увлекательным. Они остаются неизменными на протяжении всего действия, но их отношение к Аноре меняется: сначала они воспринимают ее как типичную девушку легкого поведения, но ближе к финалу начинают понимать и уважать ее. Игорь, в свою очередь, сначала выглядит как клишированный русский «гопник», но со временем раскрывается как мягкий и сочувствующий человек, воплощающий идею «русской души».
Положительные стороны
Сильная сторона фильма — его искренность. Классическая история Золушки представлена в современной и реалистичной трактовке. Комедийные вставки, вроде сцены, где представитель русской мафии прикладывает к сломанному носу пельмени и мечтает уехать в Ереван, или страх «гопника» Игоря перед физической силой хрупкой девушки Эни, разряжают напряжение и делают картину близкой зрителю. Шон Бейкер играет на стереотипах: сначала он демонстрирует предсказуемые образы, а затем разбирает их по частям, показывая глубину персонажей.
Фото: Кинопоиск
Отдельно стоит отметить работу оператора: каждый кадр визуально выверен, а цветокоррекция прекрасно передает атмосферу происходящего.
Недостатки
Среди недостатков фильма зрители часто отмечают затянутую первую часть, где режиссер знакомит с главными героями — Эни/Анорой и Ваней. В этой части много откровенных сцен, присутствуют алкоголь и запрещенные вещества. Хотя режиссер стремился передать атмосферу юношеского безрассудства, для многих зрителей это становится утомительным. Кроме того, герои могут показаться излишне стереотипными, что снижает их оригинальность.
Значение фильма
Фильм «Анора» стал сенсацией, собирая награды и вызывая бурные обсуждения. Он имеет важное общественное значение, так как поднимает темы социального неравенства и «маленького человека» — традиционные для Шона Бейкера. Многие критики называют его реалистичной версией фильма «Красотка» (1990). Его успех на Каннском фестивале и множественные номинации говорят о том, что он затрагивает актуальные и глубокие темы.
AFP 2024 / CHRISTOPHE SIMON
Фильм «Анора» оказался на волне всеобщего интереса к slavic core и напрямую связан с Россией. Харизма Юры Борисова, чей образ напоминает типичного героя постсоветской среды, — это пример того, как такие архетипы могут выйти за рамки местных границ и стать универсально понятными. Культурные элементы, которые раньше воспринимались исключительно как локальные, теперь адаптируются и перерабатываются в мировом контексте. Традиции трансформируются в совершенно новых условиях.
Именно в таких фильмах, как «Анора», сочетаются, казалось бы, простые истории и глубокие эмоции. За внешней простотой — будь то образы героев или привычные социальные роли — кроется универсальная правда о людях. Это и делает такие фильмы близкими каждому, независимо от культуры.
на E-mail
Комментарии (0)
Оставить комментарий