Топ-5 современных российских художников
Их работы меняют привычные представления об искусстве и продаются на аукционах за сотни тысяч фунтов стерлингов. Рассказываем о самых успешных ныне живущих российских художниках, чьи имена должен знать каждый ценитель искусства.
1. Илья Кабаков
Самый "дорогой" современный российский художник в советское время был вынужден иллюстрировать детские книги и журналы и писать картины "для себя". Илья Кабаков прославился только после переезда в США, где он стал работать в соавторстве со своей женой Эмилией.
Художник переосмыслил жанры и темы, впоследствии ставшие ключевыми для московского концептуализма. Он работал в жанре альбома и стенда, писал картины от лица вымышленных персонажей и экспериментировал с текстом.
Илья Кабаков первым начал создавать "тотальные инсталляции" – небольшие декорированные комнаты, заглянув в которые зритель будто оказывается в другой реальности. Такие инсталляции позволяют отобразить "тотальное" влияние пространства на человеческую жизнь.
Изображение 1. Илья Кабаков "Человек, улетевший в космос из своей комнаты" (1985). Источник: the-village.ru
По словам искусствоведа Дарьи Ворониной, картины Ильи Кабакова носят отпечаток эпохи застоя: «Художник показывает быт коммунальных квартир и жизнь "маленького человека", пытающегося вырваться из этого замкнутого круга, – как герой инсталляции "Человек, улетевший в космос из своей комнаты"».
2. Эрик Булатов
Работы одной из самых знаменитых фигур московского концептуализма сегодня принадлежат ведущим российским и зарубежным музеям. Однако Эрик Булатов не был востребован в родном СССР. Так же, как и Илья Кабаков, он тридцать лет создавал иллюстрации, параллельно занимаясь живописью, и приобрел широкую известность лишь в эмиграции.
Стиль Эрика Булатова представляет собой слияние традиционной живописи и советской пропагандистской символики.
«Соединяя привычные образы с текстом, художник показывает всю абсурдность и несостоятельность идеологических лозунгов эпохи застоя», – объясняет Дарья Воронина.
Изображение 2. Эрик Булатов "Свобода есть свобода II" (2000–2001). Источник: arzamas.academy
Эрика Булатова часто называют одним из основателей соц-арта. Но как считает художник, от представителей этого направления его отличает понимание ограниченности социальной действительности и стремление обрести подлинную свободу за её пределами.
3. Виталий Комар и Александр Меламид
Участники арт-группы "Комар и Меламид" считаются основоположниками соц-арта. «Они первыми в Советском Союзе позволили себе смеяться над властью в искусстве. Соц-арт стал ироническим аналогом поп-арта. Но если поп-арт возник как реакция на перепроизводство товаров потребления, то соц-арт был реакцией на "перепроизводство" пропаганды», – считает искусствовед Наталья Самкова.
Специально для ESQUE, Виталий Комар рассказал, что одним из своих несомненных достижений он считает работу "Биография современника", созданную в 1973 году: «Тогда мы первыми объединили разные художественные стили в форме диптихов, триптихов и полиптихов, каждая часть которых была выполнена в разных стилях и воспринималась как стилистический словарь визуальных интонаций. По моему мнению, полистистилистика – это самое перспективное и интересное направление в искусстве. Её открытие было по-настоящему инновационной работой, хотя за неё мы не получили никаких премий».
Изображение 3. Виталий Комар и Александр Меламид "Биография современника" (1973). Источник: artguide.com
Сегодня Виталий Комар чаще всего опирается на работы представителей академического стиля и кубофутуризма. Художник одинаково ценит все направления в искусстве: «Меня можно назвать концептуальным эклектиком. Сейчас эклектика играет в искусстве роль синтеза. Она очень реалистично отражает концепцию сознания – например, то, что сегодня мы верим одновременно и в бога, и в Дарвина. Будущее, как мне кажется, принадлежит эклектическому мировоззрению».
По словам художника, соц-арт остается актуальным и для современной России: «Соц-арт, как мне кажется, актуален для всякого рода авторитарных форм мышления и правления».
4. Семён Файбисович
Работы мастера фотореализма ценятся как в России, так и за рубежом. Семён Файбисович поначалу пробовал себя в скульптуре, графике и традиционной живописи. Но известным его сделал именно фотоаппарат.
Вдохновившись эстетикой советской повседневности, в 70-х художник начал фотографировать обычных людей в обычной обстановке: пассажиров и пешеходов, демонстрантов и милиционеров, пьяниц и бомжей.
«Его картины написаны по фотографиям. В этом причина такого правдивого и беспристрастного изображения деталей, одежды, мимики персонажей», – считает Дарья Воронина.
Изображение 4. Семён Файбисович. Подружки из цикла "На скамейках" (1989). Источник: vladey.net
Позднее, в 2000-х, Семён Файбисович стал фотографировать на телефон, а затем обрабатывать снимки в фотошопе и дополнять их живописными элементами.
5. Григорий (Гриша) Брускин
Работы одного из самых успешных российских художников в советское время не были известны широкой публике. Популярность пришла к Грише Брускину лишь в 1988 году, после аукциона Сотбис (Sotheby’s) в Москве, на котором его работу "Фундаментальный лексикон" продали за рекордные 200 тыс. фунтов стерлингов.
Изображение 5. Гриша Брускин "Фундаментальный лексикон"(1986). Источник: magisteria.ru
По мнению Дарьи Ворониной, эту работу можно назвать азбукой советского человека: «В этой картине художник собирает все типично советские образы – пионерки до работника НКВД, от свинарки до партийного работника».
В 1999 году Гриша Брускин создал триптих для реконструированного Рейхстага в Берлине. В 2012 году он стал лауреатом премии Кандинского. Художник активно использует в своем творчестве символы средневекового христианства, древневосточной философии и советской пропаганды. Он обращает внимание на эстетическую сторону упадка советской культуры и воспроизводит его в виде художественного перформанса.
Текст: Анастасия Кулагина
на E-mail
Комментарии (0)
Оставить комментарий