DataLife Engine / Правила жизни Валентина Гафта

Правила жизни Валентина Гафта

 


Артист, поэт, автор эпиграмм и тостов ушел из жизни в свой юбилейный год. 2 сентября Валентину Гафту исполнилось 85.


- О, боже мой! Нельзя сказать, что я не люблю свой день рождения, но при этом стараюсь не доставлять хлопот людям собственной персоной.  Неловко быть в центре внимания, как бы вынуждая других что-то мне желать. В этот день говорят столько хороших слов, и я краснею. Думаю: «Скорей бы все  закончилось».


- Не знаю – насколько мои стихи – серьезная поэзия, но я писал их от чистого сердца. Мне тоже стихи посвящали: зрители,  даже поэты, и все восторженные, но я их сразу откладывал в стол и не читал. Эти восторги приводят меня в замешательство. Возможно, я слишком зажатый.


- Да, какой из меня педагог? Призвания этого нет. Но точно знаю: для того, чтобы стать хорошим артистом, надо очень много учиться. Это как в футболе, чтобы играть с Бразилией, надо уметь играть.  И учителя должны быть большие мастера.


- В юности случайно  увидел на улице знаменитого артиста Сергея Столярова – помните, фильмы с его участием «Цирк», «Садко», «Илья Муромец»? Подошел к нему со словами: «Дяденька, помогите, пожалуйста, рассказать мне басню – хочу поступить в Школу-студию МХАТ».  Столяров повел меня к себе домой, и мы стали репетировать басню Крылова «Любопытный». Поступил. Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к знающим и хорошим людям за советом или за поддержкой. 


-  Я вообще не люблю встречаться, тем более часто. Что значит встречаться? Зовут, чтобы я читал стихи и эпиграммы,  я прихожу и читаю, а назвать это встречей не могу.


- Наговаривают: «Мол, время такое – никто не читает». В России очень талантливые люди, которые читали, читают и будут читать и прозу, и поэзию. Ни в одной стране мира нет такого количества талантливых и романтически настроенных людей, как в России.


- Главная задача актера – получать и доставлять удовольствие. Весь мир не удивить, но можно попасть в 600 человек, сидящих в зале, и это уже много. Нужно играть так, как ты понимаешь этот мир, человека, себя, а не изображать понимание. И артиста должен любить народ. Если все это есть, значит, артист настоящий.


- Плохой человек, который совершает предательство, говорит одно, а думает другое, на сцене не может играть гениально. Ложь будет видна. Фальш зритель почувствует. Все-таки среди больших актеров, режиссеров нет злодеев. А в жизни – сплошь и рядом, когда великий ум сочетается с большой подлостью.


- Любовь приходит только к людям с открытым сердцем.


- Ираклий Андронников, с которым я общался,  будучи школьником, дал мне хороший совет: «Играть от себя, и тогда это будет органично». Но через годы, я понял, что играть «от себя» - это так трудно! «Почти» получается у многих, но «почти» – не считается. Можно делать на сцене сальто, кувыркаться, показывать трюки, правильно и выразительно говорить, петь, и все это не вызывает отклика. А молчание на сцене может быть таким сильным! Считаю, что сегодня много талантливых актеров, только время стало другое.


- Ценности всегда одни, а вот времена – другие, и времена очень много диктуют. 


- У всех людей разные достоинства, и за разное любят. Иногда одно качество определяет всего человека, и любовь к нему.  Мне кажется, что любят за то, что человек чувствует боль другого человека. На мой взгляд, мужчина в отличие от женщины более сложный, противоречивый, изменчивый организм. Женщина бывает гораздо преданнее, честнее, устойчивее  мужчины. Тогда как у мужика слишком много оправданий тому, что он делает. Самое интересное у мужчины – это талант. Правда, понять это дано не каждой женщине. А у женщины главное – обаяние, теплота. Одна красавица дотрагивается до тебя, и ничего, а другая, едва прикоснулась, и ты уже умираешь, и знаешь про это только один.


- Считаю чушью запрет на употребление нецензурной лексике на сцене, в кино и в печати. Когда по улице идет девочка, и через каждое слово: «Бля, бля, бля», это ужасно, и этого нужно запрещать. Но когда Антон Павлович Чехов гениально исследует душу русского человека, и вместе с ней язык, невероятной  красоты язык, то каждому и близко, и ясно, и хорошо.  Так с запретами можно выкинуть и ребенка.  Матерные выражения по делу, в правильном контексте, - драгоценная часть русского языка.


- Мне Шнур нравится. Я бы хотел с ним общаться, разговаривать. Мне нравится его юмор, его хрипотца, его первозданность, его стиль. Он – умный, образованный, обаятельный человек, который понимает, зачем выходит на сцену, что хочет сказать людям. Если бы ему дать серьезную трибуну, он бы сказал нам очень важные и полезные вещи.


- Не должно быть конкурсов с участием детей, которые бы унижали детей, наносили их психике травмы. Если это происходит, значит  конкурс необходимо закрыть. Конкурс 'Голос.Дети' - это не конкурс Чайковского, и не конкурс в Московской консерватории, где профессионалы оценивают юных профессионалов, а чистой воды авантюра. Определить талант, тем более талант ребенка, - это очень сложно. Для этого недостаточно оценивать его способности, необходимо учитывать самого человека, свет, который от него исходит. Каждый конкурс с участием детей не должен касаться их родителей. Кто родители участника - не должно волновать и тем более отражаться на результатах. 


Анжелика Заозерская

13-12-2020, 11:32
Вернуться назад