DataLife Engine / ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА И ПРАНКИ - ИСТОРИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБ УДАЛЕНКЕ

ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА И ПРАНКИ - ИСТОРИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБ УДАЛЕНКЕ

ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ БЫТЬ? КАК РОССИЙСКИЕ УЧИТЕЛЯ СПРАВЛЯЮТСЯ С УДАЛЕНКОЙ?

или

ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА И ПРАНКИ - ИСТОРИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБ УДАЛЕНКЕ.


Коронавирус перевернул всё вверх дном и систему образования в том числе. Чтобы обезопасить людей от заражения, в нашей жизни появляется дистанционное обучение, где преподаватель рассказывает новый материал сидя из дома, а ученики также из дома пытаются понять, что им доносят с экранов. Учителя, ученики и родители стали заложниками новой системы, к которой явно ещё нужно привыкнуть.

С какими сложностями они сталкиваются изо дня в день и как с ними справляются? Как бороться с раздражением и не сойти с ума сидя за рабочим столом? Как заинтересовать ребенка? Чтобы разобраться в этих вопросах мы взяли интервью у педагогов школ и ВУЗов разных регионов с различным стажем, а также у психолога и многодетной семьи.

 



ПРОВЕРЯЛ БОЛЕЕ 1000 РАБОТ В НЕДЕЛЮ

 

Павел Евгеньевич Красновед – учитель географии, зам директора по воспитательной работе гимназии им. Подольских курсантов. Стаж 9 лет. (Обучает 18 классов – 540 детей).


ESQUE: Павел Евгеньевич, здравствуйте! Какого Вам было преподавать с помощью дистанционной платформы?

Павел Евгеньевич: В настоящее время мы работаем в очной форме в МО. По опыту работы весной в дистанционном формате, могу сказать, что мнение моё разделилось, потому что всё зависит от возрастной категории учащихся. Особенно, если мы говорим о 5-х, 6-х, 7-х от части даже 8-х классах, когда это еще не до конца замотивированные дети на учебу, там естественно бывали ситуации: не выполнение домашней работы, поведение в режиме zoom-конференции не у всех хорошее, и контролировать детей, чем они занимаются, когда ты ведешь урок, тоже очень нелегко.

В старших классах, несколько проще, 9—11 классы – это ребята, которые уже заточены на ЕГЭ и ОГЭ. Дети знают, что нужно учиться, поэтому здесь никаких проблем фактически не было.


ESQUE: С какими сложностями, проблемами Вы столкнулись?

Павел Евгеньевич: В любом случае, дистанционное обучение никогда не станет и не должно стать заменой нашего замечательного очного образования. Люди теряют способность к коммуникации, всё тяжелее налаживаются отношения, и как раз дистанционка может добить коммуникативные способности человека. Живое слово учителя и живое общение, как говорили классики, никогда и ни что не заменит.

Еще один из минусов дистанционки - возросла нагрузка на всех. Представьте, если у меня сейчас 540 работ в неделю, я их проверяю. На дистанционке приходилось контролировать и классную, и домашнюю работы, чтобы все-таки иметь представление и контроль над деятельностью ребят на уроке, то есть количество проверяемых работ огромное! Присылали на почту, в ватсапе, в школьном портале. Родители жаловались, что они учатся вместе с детьми, потому что ученик не может подойти к учителю после урока. Нам нужно сразу переключаться на zoom-конференцию для другого класса, график очень плотный, поэтому не понравилось мне дистанционное обучение.


ESQUE: Павел Евгеньевич, была ли разница в успеваемости при дистанционном и очном обучении?

Павел Евгеньевич: Стоит отметить, что четвертую четверть дети закончили с куда более лучшими отметками, чем в первую и вторую, которые проходили полностью в очном формате. Повысилась успеваемость и средний балл аттестатов. Это легко объяснимо. Мы же не можем провести контрольную работу, отслеживая каждого учащегося: не списывает ли он и не подсказывает ли ему кто-то. Поэтому, естественно, они использовали при выполнении домашней работы источники сети Интернет и др. Качество таких проверочных работ, конечно, было выше. В итоге успеваемость повысилась, дети были счастливы, но теперь вернувшись в школу в сентябре, те кто пошли в 10 класс испытывают трудности, потому как материал второй половины прошлого года усвоен плохо. Приходиться помимо сложного и насыщенного материала 10-го класса прогонять и материал 9-го.


ESQUE: Какой бы Вы дали совет Вашим коллегам, как всё-таки заинтересовать ученика через экран монитора?

Павел Евгеньевич: Нужно быть собой и продолжать делать то, что мы делаем в очном формате и быть живым учителем. Быть живым и интересным человеком, который будет интересен детям. Через интерес к учителю, будет интерес к предмету.

 

КАК УДАЛОСЬ ПРЕСЕЧЬ ПРАНК?

  

Мария Юрьевна Штейн – исполнительный директор Первой Академии Медиа, преподаватель дисциплины «Мастерство телеведущего», телеведущая НТВ, «Россия К», редактор специальных проектов Первого канала, шеф-редактор информационной службы «РЕН ТВ».


ESQUE: Мария Юрьевна, здравствуйте! Многие преподаватели жалуются, что часто сталкиваются с пранками. Вы преподаете на факультете журналистики и помимо общения со студентами, еще проводите вебинары для школьников. Получатся, что Вы общаетесь с большой аудиторией разного возраста. Попадали ли Вы на пранки?

Мария Юрьевна: Да, был неприятный случай с Волгоградскими школьниками. Я стараюсь не только показывать что-то интересное, я еще и провожу викторины, пользуясь специальными ресурсами. И во время этой викторины мальчик начал что-то рисовать на экране неприличное, да простят коллеги, я всё же телевизионщик, отреагировала, как телеведущая и, как радиоведущая, сказала: «О, какой классный фотопортрет ты нарисовал». Быстро мы свернули этот экран. Вообще, я не понимаю эту тему с пранками на занятиях. Кто находит это забавным? Странные люди. Хотя, конечно, бывают пранки и очень крутые интересные, но это точно не в данной ситуации. 


ESQUE: Мария Юрьевна, Вы исполнительный директор высшего учебного заведения, при этом еще и преподаёте студентам дисциплины. Дистанционный формат прибавил ли Вам хлопот?

Мария Юрьевна:Мне вообще очень даже местами нравится. Было время весной приготовить достаточно большое количество визуализаций. Проблемы возникают у тех педагогов, которые в силу разных причин, не могут подготовить достойную визуализацию: какие-то интересные презентации, с картинками, графикой, видео-примерами – они очень разнообразят контент. Собственно, человеку, который у нас учится не приходится всё время смотреть на монотонно говорящее лицо и это выход!


ESQUE: Не многие видят плюсы в дистанционном образовании, зачастую педагоги сталкиваются с рядом проблем, в том числе и техническими. Столкнулись ли Вы с ними?

Мария Юрьевна: С техническими сложностями, ну как и все, наверно. В какой-то момент было время подготовиться и почитать, и посмотреть. Поэтому для меня личное завоевание: я могу прикрепить зум-трансляцию к ютубу и сделать урок в зуме транслируемый по ютубу с картинкой, с заглушкой, с описанием. Вообще много каких-то технических штук для себя освоила в этот период и, по-моему, это достаточно полезно.


ESQUE: Заметили ли Вы разницу в восприятии предмета при очном и дистанционном форматах обучения?

Мария Юрьевна: Разница в успеваемости и восприятии предмета, конечно, есть. Я вообще для себя мысленно поделила предметы на те, которые безболезненно проходят в формате онлайн, это текстовые истории, законодательные истории, у нас они у журналистов тоже есть. То есть запросто ты объясняешь, как писать текст, что с этим делать, как писать сценарий, как писать новости, как писать статьи. Собственно, показываешь это всё на примерах, и ребята это присылают, и ты быстро даёшь обратную связь, очень много различных инструментов.


ESQUE: Чтобы Вы посоветовали коллегам? Как удержать внимание учеников? И какие плюсы можно извлечь студентам?

Мария Юрьевна: Основной совет для преподавателей, для моих коллег – это максимум визуализации. Не можете сами, значит придётся где-то заказывать, хотя это не так сложно. Я вот не так молода, как мне хотелось бы (смеется), но в общем-то это всё освоила, все эти программы, в которых можно сделать хорошую интересную визуализацию к вашему занятию. На это потребуется время, но потом вы очень долго сможете этим пользоваться, только с небольшими изменениями, обновлениями.

Что касается учеников, слушайте, ну они не тратят время на дорогу, это как минимум. Можно потратить время на то, чтобы почитать, заняться саморазвитием по другим предметам. Тут вообще, никуда ходить не надо, не лениться, подключаться ко всем занятиям, заниматься, брать по максимуму.

 


КАК С УДАЛЕНКОЙ СПРАВЛЯЮТСЯ МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ?

Или «БЕЗ ОПЫТА». КАК МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ РАБОТАЮТ НА УДАЛЕНКЕ?

 

Опытные педагоги столкнулись с массой новых проблем, а как пришлось молодым, начинающим учителям? Мы взяли интервью у Ирины Владимировны Зоновой – преподавателя русского языка и литературы 6-8 классов в г. Киров. (Стаж 3 года)


ESQUE: Ирина Владимировна, здравствуйте! Можно сказать, Вы только начали карьеру преподавателя, и она пала на такое непростое время. Поделитесь, как Вам такой формат обучения?

Ирина Владимировна: Впечатления неоднозначные: с одной стороны меньше тратится сил и времени на «дорогу», стоит только дойти до компьютера, а с другой - сложно донести до ребят нужную информацию и проконтролировать выполнение работ.
Недочёт большой - ребята не привыкли к самоорганизации, сложно собрать выполненные работы, сложно контролировать присутствие на уроках и в целом успеваемость. Многие учителя, в том числе и я, заметили, что ребята отвыкли учиться, устно отвечать на вопросы и просто верно воспринимать материал.


ESQUE: Ирина Владимировна, поделитесь, как родители реагировали на такой формат и обращались ли к Вам с вопросами или просьбами?

Ирина Владимировна: С родителями учеников мне очень повезло, они адекватные люди, которые всегда мне помогают, а главное, не мешают своими советами и лишними вопросами. Им было сложно на дистанционном обучении, я помогала, как могла: искала вебинары психологов, постоянно держала их в курсе событий, оперативно отвечала на вопросы. А они в свою очередь обеспечили детей всем необходимым для обучения.


ESQUE: Чтобы Вы посоветовали ученикам и родителям, как эффективно пройти обучении при таком непростом формате?

Ирина Владимировна: Ученикам я бы посоветовала думать своей головой, скоро станут взрослыми, поэтому самостоятельности нужно учиться уже сейчас, а родителям - любите своих детей, поддерживайте и помогайте.




МАМА, ПАПА И ПЯТЕРО ДЕТЕЙ. КАК УЧАТСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ?

 

Позиция педагогов разная, нагрузка на всех колоссальная. А вот какого родителям? Чтобы это узнать мы познакомились с Анной Фарафоновой – мамой 5-х детей.


ESQUE: Анна, здравствуйте! в каком формате учатся Ваши дети?

Анна: Старшая Яна учится дистанционно в Техникуме им. С.П. Королёва на Технолога парикмахерского искусства. Лена в 9 классе, а Катя учится в 6 -м, они ходят сейчас в школу. Остальные детки еще маленькие, старшие справляются с обучением.


ESQUE: У Вас такая большая семья, хватает ли девочкам технического оборудования для учебы?

Анна: Компьютеров было два на троих детей, но мы включали на телефоне Zoom. Целый день и вечер делали уроки. Были и технические проблемы со связью - вылетала конференция.


ESQUE: Анна, Вы наблюдаете за учебным процессом своих детей ежедневно. Какое у вас сложилось отношение к дистанционному формату?
Анна: Я понимаю, что такой формат – безысходность, но по мне, формат офлайн лучше. Потому что общение в живую легче для восприятия, как минимум ничего не виснет.
Еще тяжело, когда дети весь день за монитором: устают психологически, отсутствует смена обстановки. Получается малоподвижный образ жизни и нарушается зрение. Да и нам родителям тяжело.

 


РАЗДРАЖЕНИЕ И ОБЫДЕННОСТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

И многодетные семьи, и обычные учатся жить в новом формате.  Детям приходится делить рабочий стол, еще и сидеть за ним с утра до вечера. Как облегчить не простое положение, в которое попали и дети, и родители? Разобраться в этом нам помогла Ирина Прокопьева – психолог, преподаватель дисциплины «Психология в общении».

 

ESQUE: Ирина, здравствуйте! Какой бы Вы дали совет ученикам и родителям, как обучение из дома сделать более эффективным? Как разгрузить себя психологически?

Ирина: Первое, что нужно сделать – составить четкий распорядок дня. Во-вторых, если это возможно, то распределить пространство в квартире следующим образом: создать такой некий хоум-офис, то есть: «вот здесь, я делаю работу, здесь я готовлю, здесь я отдыхаю». Квартира должна превратиться в пространство, в котором удобно жить и работать.

Большинство живут в квартирах и менять локацию сложно. Есть единственный стол, за которым дети делают уроки. Тогда можно подумать, как меняться местами на предметах. Например, есть предметы письменные, где дети должны писать, тогда стол необходим. Есть предметы устные, тогда можно сменить локацию, например, этот предмет слушать с дивана или другой части квартиры. Если в квартире несколько детей, тогда можно в такие шашечки играть.


ESQUE: Ирина, теперь многие родители тоже работают дистанционно. Когда школа переехала домой с графиком 24/7 тяжело совладать с эмоциями и раздражением. Что бы Вы посоветовали?

Ирина: Когда копится раздражение, нужно переключать своё внимание: можно выйти погулять, можно заняться какими-то другими делами вне дома, можно сменить локацию, обстановку, в конце концов сейчас нет такого жесткого локдауна, как это было весной.

Взрослые люди должны уметь отвечать за своё эмоциональное состояние, если дети еще не научились это делать, в силу возраста, то взрослые просто обязаны уметь управлять своими эмоциями. Если их кто-то или что-то раздражает, то они должны научиться с этим справляться. Советую почитать книги про эмоциональный интеллект.


ESQUE: У многих детей за счет однообразной деятельности дома быстро падает внимание и интерес к занятию. Пропадает желание делать домашнее задание, и даже на прямые домашние обязанности дети реагируют с раздражением. Можно ли с этим справиться?

Ирина: Не надо требовать от него многого. Нужно попробовать поговорить с ребенком. Узнать, в каком бы режиме ему удобно было бы это делать. Зачем я даю такой совет? Когда дети сами учувствуют в прописании правил, то тогда их легче соблюдать.

Еще когда люди садятся делать работу дома или уроки, то было бы здорово, если они оденутся в какую-то рабочую одежду. Я сейчас говорю про удобный вариант рабочей одежды. И дети также. То есть мысли и тело – единая система. Одежда будет создавать более деловой настрой на работу и на учебу.

 

Дистанционное обучение – неизбежность нашего времени. Мы набираемся опыта и только учимся жить в новых реалях. Возможно, когда-нибудь такой формат частично войдет в нашу повседневную жизнь. А пока будем привыкать и находить способы улучшить, то, что есть.

 

Екатерина Филимонова

14-12-2020, 16:00
Вернуться назад